11 сентября: 20 лет спустя Германия все еще борется с воинствующими исламистами

Мир
08.09.2021
554
0.0
11 сентября: 20 лет спустя Германия все еще борется с воинствующими исламистами
Свен Куренбах до сих пор помнит изображения обрушившихся башен-близнецов Всемирного торгового центра и последовавшую за этим стихийную минуту молчания в берлинском полицейском управлении. 

Когда 11 сентября 2001 года исламистские террористы вооружили пассажирские самолеты, в результате чего погибло около 3000 человек, Куренбах возглавлял инспекцию специальных подразделений берлинской полиции. Сегодня он является главным следователем в Германии по делам джихадистов.


Двадцать лет назад исламистский террор был по большей части неизвестен германским службам безопасности, вспоминал Куренбах недавно на мероприятии, организованном «Mediendienst Integration» в Берлине. Этим занималась всего дюжина сотрудников Федерального управления уголовной полиции (BKA).


С 2019 года Куренбах возглавил недавно созданное Управление терроризма / экстремизма, мотивированного исламистами, БКА. Здесь работают около 500 следователей, ученых, переводчиков и аналитиков, которые расследуют исламистов, следят за опасными людьми и пытаются предотвратить нападения. 

Совсем недавно Германия арестовала крупного подозреваемого в сборе средств для «Исламского государства».


Террор под названием «Эмират Афганистан»?


Куренбаха беспокоит тот факт, что спустя два десятилетия после терактов 11 сентября 2001 года флаг талибов снова развевается над Кабулом.


«Я опасаюсь, что «Талибан» закроет глаза на присутствие на своей территории множества террористических организаций, и что там снова будут тренировочные лагеря», - сказал он. «Они всегда были там, особенно в приграничных районах Афганистана и Пакистана».


Куренбах указывает на уже исчезнувшие из заголовков СМИ организации, в названии которых уже упоминается немецкий язык, такие как «Deutsche Taliban Mudschahidin» (немецкий «Талибан-моджахедин»). 

«Они уже тогда снимали пропагандистские видеоролики в районах, контролируемых талибами в Афганистане».


Керстин Эпперт, эксперт по исламизму из Билефельда, заметила, что различные немецкие группы уже используют события в Афганистане в пропагандистских целях. По ее словам, захват Кабула талибами был «подарком для исламистского движения в Германии. После падения ИГ в Сирии исламисты теперь снова говорят о «победе ислама».


Более 1000 «опасных» и «значимых» лиц


По данным полиции, число так называемых «опасных лиц» в сфере исламистского терроризма в настоящее время составляет 554 человека, из которых 90 находятся под стражей, а 136 живут за пределами Европы - например, в северном сирийском оплоте повстанцев Идлиб. 

Несколько расплывчатый термин «опасные люди» относится к людям, которые, по мнению полиции, могут совершать «значтельные, политически мотивированные преступления».


Кроме того, есть еще 527 «соответствующих лиц». Это люди из более широкого круга тех опасных лиц, которые, по мнению властей, могут оказать материально-техническую или иную поддержку террористическим актам. 


Число опасных исламистов в Германии сократилось примерно на четверть с декабря 2019 года. В то время федеральное правительство назвало 679 угроз на религиозной почве в ответ на парламентский вопрос Свободной демократической партии (СвДП). 


Исламовед Майкл Кифер подтверждает, что после провала "Исламского государства" в Сирии силы боевиков были отброшены в пользу классических исламистских сетей. И Кифер также подчеркивает, что этот вопрос останется актуальным.


 Это подтверждают отчеты разведывательной службы Германии - Федерального управления по защите Конституции. Двадцать лет назад тема исламизма все еще была включена в раздел «Угрозы безопасности и экстремистские усилия иностранцев». В самом последнем отчете о защите конституции есть отдельная глава, посвященная «Исламизму / исламистскому терроризму», объемом чуть менее 70 страниц.


Военные преступления и вербовка


Рост исламистских движений во всем мире, а также в Германии связан с тем, как велась «война с террором», объявленная два десятилетия назад тогдашним президентом США Джорджем Бушем. Нападение на Ирак в 2003 году в нарушение международного права, повторное введение пыток под эвфемистическим термином «усиленные методы допроса», многолетнее задержание людей без какого-либо судебного решения на военно-морской базе США в Гуантанамо, злоупотребления со стороны частных служб безопасности фирмы и риторика «крестового похода» Буша сыграли свою роль в исламистской пропаганде. 

«Люди были счастливы поднять этот вопрос и развить на его основе рассказы о своих жертвах», - объясняет Майкл Кифер. Это сделало возможным представить террор как оборонительную войну.


С этим согласен политолог Джулиан Джанк из Гессенского фонда исследований мира и конфликтов. «Мы можем констатировать, что нелегальные методы «войны с террором» оказали мобилизационный эффект на салафитские и джихадистские группы», - сказал Джанк. 


Интернет, пропаганда и профилактика


Джанк также указывает на другие факторы, которые сыграли роль за последние 20 лет, такие как развитие технологий: «Теперь у нас есть дроны, интернет-алгоритмы, возможность быстро и транснационально организовываться в зашифрованном виде, обмениваться информацией и позволять идеям быстро распространяться. 

 Все это способствует возникновению ощущения, что существует больше мобилизации для терроризма и, в то же время, больше страха перед ним». Однако эти новые технологии также открывают возможности для противодействия терроризму с помощью превентивных или охранных мер, сказал Джанк.


Ключевое слово - профилактика. После 2014 года более 1000 немцев выехали на территорию террористического халифата в Сирии и Ираке, чтобы присоединиться к «Исламскому государству». Волна отъезда застала немецкие власти врасплох, говорит эксперт по исламизму Кифер. Но затем федеральное правительство и правительства штатов потратили много денег на профилактические программы. Кифер говорит, что ежегодно тратится более 100 миллионов евро (120 миллионов долларов). Эти средства направлены именно против салафизма . Его консервативная интерпретация ислама часто служит идеологической основой для воинствующих джихадистов.


Салафиты считают себя единственными представителями истинной веры и обесценивают других. Это крайнее черно-белое мышление демонизирует врагов и отрицает их человечность. Как отмечает Майкл Кифер, исламисты разделяют эту черту с правыми экстремистами
Аватар ludmilaandrush Варвара Арсеньева
Журналист/Gazetainform


Комментарии (0)

avatar