Ученые рассказали, как дети воспринимают эмоции
02.02.2021
430
0.0
Эффект визуального доминирования Колавиты — психологическое наблюдение, названное в честь Фрэнсиса Б. Колавиты, который первым получил доказательства его существования в 70-х годах. Как выяснил Колавита, когда взрослым предъявляют зрительные и в то же время другие сенсорные стимулы (например, тактильные или слуховые), они больше реагируют на визуальные, а другие образы зачастую не могут воспринимать в полной мере, пишет Naked sciecne. Таким образом, результаты психолога показали, что зрение выступает доминирующим чувством для большинства людей (не страдающих нарушениями зрения). Хотя некоторые исследования допускают, что в определенных случаях — например, при потенциальной угрозе — животные и люди могут стать более зависимыми от слуховых стимулов, возникновение «эффекта Колавиты» в эмоционально нейтральных ситуациях уже подтверждено. Не так давно специалисты обнаружили, что «эффект Колавиты», вероятно, нельзя применить к детям. Ученые из Даремского университета (Великобритания) провели свое исследование, целью которого стало изучить обратный «эффект Колавиты» у детей разного возраста. Их статья опубликована в журнале Journal of Experimental Child Psychology. Согласно выводам психологов, когда дети считывают эмоции другого человека, как правило, они действительно больше сосредотачиваются на слуховых стимулах, нежели на визуальных. «В 1970-х ученые обнаружили, что когда взрослым одновременно демонстрировали вспышки света и звуковые образы, они полагались скорее на зрение, — рассказал доктор Пэдди Росс, один из авторов исследования. — У детей все было наоборот: они демонстрировали слуховое доминирование и уделяли внимание скорее звукам. Это справедливо для некоторых более сложных сематических стимулов (изображения животных, шум и так далее). Однако мы хотели узнать, происходит ли это при обработке эмоций». Росс и его коллеги провели эксперимент с участием 139 человек, которых распределили на три группы: дети до семи лет, подростки (8-11 лет) и совершеннолетние (18 лет и старше). Ученые использовали набор данных эмоциональных стимулов тела (BEAST) и набор данных эмоциональных невербальных вокализаций (MAV). Всем участникам демонстрировали пары аудиозаписей и изображений поз тела, передающих четыре основные эмоции (например, радость, печаль, гнев и страх). Затем им нужно было описать, какие эмоции они распознали. В некоторых случаях аудиозапись, соответствующая эмоции, показанной на изображении, проигрывалась одновременно. В других случаях, наоборот, два стимула были несовместимы: так, изображение счастливого человека сочетали с записью грустной невербальной вокализации. Когда пара стимулов была неконгруэнтной (то есть образы противоречили друг другу), испытуемых просили либо игнорировать изображение и основывать свой ответ на аудиозаписи, либо наоборот. Чтобы повысить достоверность эксперимента, всем участникам показывали одни и те же пары стимулов.
Таким образом, работа доктора Росса и его группы стала первой, в которой говорится о наличии у детей «слухового доминирования» в контексте восприятия эмоций. В дальнейшем исследователи планируют выяснить, насколько далеко можно продвинуть наблюдаемый эффект. «Например, мы добавим эмоциональные лица и проведем еще одну версию эксперимента с использованием эмоциональной музыки вместо вокализации. Вероятно, окажется, что любых эмоциональных стимулов будет достаточно, чтобы повлиять на зрительное восприятие ребенка, а может, и нет», — подытожил ведущий автор статьи. |
Комментарии (0) | |