Переход на удаленную работу во время карантина ударил по «наземной инфраструктуре» (ресторанам, рынку аренды недвижимости и др.). Не исключено, что этот кризис может стать началом конца наземной торговли.
Такое мнение высказал инвестиционный банкир, генеральный директор и основатель инвестиционной компании Concorde Capital Игорь Мазепа.
Он отметил, что кризис однозначно ударит по крупному бизнесу в Украине.
«Даже сейчас по статистике «Укрзализныци» можно увидеть, что грузоперевозки в апреле упали на 15%. Цены на украинские commodity в мире снижаются. На конец 2020 года я ожидаю снижение выручки по основным индустриям на 15-25%. В EBITDA эффект — где-то половина. То есть компании заработают примерно в два раза меньше операционной прибыли в этом году по сравнению с тем, что удалось заработать в 2019 году. И это в том случае, если не реализуется другой серьезный риск — протекционизм на наших рынках сбыта», — говорит эксперт.
Он отметил, что многие страны будут пытаться защищать внутреннего производителя, а для Украины — это самый плохой сценарий.
Кроме того, по словам Игоря Мазепы, дно кризиса пока не пройдено, и роста экономики не стоит ждать скоро.
«Я думаю, что третий квартал станет только началом настоящего кризиса. То, что мы почувствуем во втором квартале, — это еще такое, мягкое, вхождение в серьезную рецессию. Я не верю в быстрое восстановление экономики: ни разу Украина не выходила из кризисов V-образно. Я думаю, восстановление начнется через несколько лет. То есть 2021 год тоже будет очень сложным, возможно, даже минусовым», — прогнозирует эксперт.
Банкир считает, что с драйверами экономического роста сейчас есть сложности.
«Это очень большая проблема и печаль. Кризис «вымыл» украинский средний класс — ту часть экономики, которая создается годами, «бампер» и драйвер роста. Потребление сильно упадет — по нашим оценкам, уже сейчас в Украине около 2 млн безработных. Это в свою очередь ведет к социальным последствиям — рост преступности и т.п.
Поэтому для украинской экономики удар по сервисному бизнесу будет гораздо более болезненным, чем, например, в Европе или США, потому что там хотя бы частично субсидируются зарплаты сотрудников закрытых предприятий. У нас же — ничего. Люди остались без денег. В таких условиях, чтобы возродить этот бизнес, нужно будет потратить очень много времени», — считает Игорь Мазепа.
Он прогнозирует, что после карантина лишь 40-50% ресторанов смогут вернуться к прежней жизни.
«Многие, конечно, попытаются открыться после снятия карантина, но сектор быстро столкнется с проблемой, когда на рынке нет платежеспособного клиента. А оборотного капитала, чтобы поддерживать работу, — а это, по сути, то же самое, что открывать заведения с нуля — будет не хватать. Это же касается парикмахерских, салонов красоты и в целом сферы услуг», — объяснил эксперт.
Кроме того, снижение издержек будет наблюдаться и в других направлениях.
«Думаю, после карантина в офисы вернется процентов 70. В торговые центры — где-то половина. Если говорить о торговле, то мой прогноз: заполняемость снизится процентов на 30, арендные ставки будут снижены на 30-40%. Не исключаю, что этот кризис может стать началом конца наземной торговли», — считает банкир.
|