Во сне мы проводим практически треть нашей жизни, однако это состояние до сих пор не до конца изучено наукой. Одной из самых больших загадок для ученых все еще остается физиология сновидений. Тем не менее, японским ученым удалось приблизиться к разгадке этой тайны.
Известно, что сновидения являются нам во время быстрой фазы сна, которую еще называют парадоксальный сон или, сокращенно, REМ-сон. Этот период напоминает состояние бодрствования: под сомкнутыми веками глазные яблоки часто совершают быстрые движения, происходят сокращения мышц, мозг проявляет высокий уровень активности и упорядочивает память. Если в течение этой фазы разбудить человека, то в 90% случаев он будет помнить сновидение в ярких деталях.
Известно, что в регулировании фазы парадоксального сна участвует ацетилхолин – основной нейромедиатор парасимпатической нервной системы. Однако ранее генетики не могли понять, какие именно рецепторы ацетилхолинов принимают участие в фазе быстрого сна.
Чтобы найти ответ на этот вопрос, группа исследователей из Японии во главе с Хироки Уедой применила на лабораторных мышах технологию генной модификации CRISPR/Cas9 и выборочно отключала гены, кодирующие рецепторы ацетилхолинов. Когда ученые добрались до генов Chrm1 и Chrm3, то обнаружилось, что именно они отвечают за запуск REM-cна.
Ген Chrm1 принимал участие в сокращении фазы быстрого сна, а ген Chrm3 – в ее фрагментировании. Когда ученые отключили оба гена у животных, фаза быстрого сна у них полностью исчезла, что продемонстрировало ключевую роль данных генов в появлении самой возможности возникновения сновидений.