Понедельник - 20.01.2025 - 02:18
ГлавнаяНовостиБизнес

38-я неделя: риски нового глобального финансового кризиса обострились

Бизнес
27.09.2021
618
0.0
38-я неделя: риски нового глобального финансового кризиса обострились
Анализ влияния новостей за 20-26 сентября 2021 года на глобальный горно-металлургический комплекс от GMK Center
Над крупным китайским застройщиком нависла угроза банкротства. В напряжении не только участники стального рынка, но и финансисты. В неблагоприятном сценарии с учетом размера долга и международных обязательств компании масштаб катастрофы вряд ли удастся локализовать в пределах Китая. Хотя это Китай… и учитывая роль правительства здесь всё возможно.

Глобальное производство стали в августе снизилось. Здесь тоже виноват Китай. Посмотрим на годовые результаты – получится ли Поднебесной сдержать производство на уровне 2020 года или нет. В США Nucor хочет построить еще один завод (спасибо Дональду Трампу и его протекционистской политике, от которой демократы не намерены отказываться).

Декарбонизация продолжается полным ходом – Tata Steel уже расставила приоритеты по технологиям. Будем наблюдать, насколько быстро другие мировые компании последуют ее примеру.

Банкротство Evergrande – угроза нового финансового кризиса в глобальном масштабе
За последнюю неделю ситуация на глобальном финансовом рынке обострилась в связи с ожиданиями банкротства China Evergrande Group – многопрофильного инвестиционного холдинга, который является вторым по величине участником рынка недвижимости в Китае. 20 сентября рейтинговое агентство S&P сообщило о высокой вероятности дефолта компании в случае, если китайское правительство не предоставит поддержку.

Поводом для такого заявления стал размер долга Evergrande, который на конец июня составил $305 млрд (это эквивалент 2% ВВП Китая). Компания активно развивалась за счет заемных ресурсов на фоне бурного роста китайского рынка недвижимости. Однако за последний год риторика китайского правительства изменилась: госинституты взяли курс на ограничение производства стали в стране и начали сдерживать рост рынка жилья, который уже несколько лет находится в перегретом состоянии. Продажи Evergrande упали, стали очевидны финансовые проблемы компании.

Evergrande привлекала средства розничных инвесторов, которые вкладывались в недвижимость еще на этапе строительства. Поэтому банкротство компании грозит серьезными социальными потрясениями в Поднебесной. По информации СМИ, в последнее время Evergrande пытается продавать недвижимость со значительными скидками, чтобы аккумулировать средства для погашения долгов.

22 сентября Evergrande согласовала выплату процентов по облигациям в юанях с погашением в сентябре 2025 года. Размер выплат – 232 млн юаней ($35,9 млн). При этом остается неурегулированной выплата купонных платежей по долларовым облигациям с погашением в марте 2022 года. Компания должна была 23 сентября перечислить кредиторам $83,5 млн. По информации СМИ, международные инвесторы не получили положенных выплат. 29 сентября должен состояться еще один платеж – $47,5 млн.

В распоряжении компании еще есть время: она может рассчитаться с кредиторами в течение 30 дней от плановой даты выплат. Однако если этого не состоится, будет объявлен дефолт. Он станет крупнейшим среди азиатских компаний. Некоторые аналитики предполагают, что китайское правительство вмешается в ситуацию и не позволит допустить банкротства.

Ситуация вокруг Evergrande беспокоит не только финансистов. Участники рынка железорудной и стальной продукции также замерли в ожидании. Китай является основным импортером железной руды в мире. Китайский рынок строительства традиционно формирует не менее трети внутреннего спроса на сталь. Проблемы у одного застройщика повлекут за собой проблемы у других участников отрасли: снизится рейтинг кредитоспособности девелоперов в целом, они не смогут привлекать заемные ресурсы для строительства.

Если иностранные кредиторы не получат процентные выплаты по облигациям Evergrande, у них может возникнуть необходимость продать часть активов для покрытия потребностей. В таком случае котировки на фондовых биржах будут падать, возможно для привлечения финансовых ресурсов заметно снизятся. Существует риск глобального финансового кризиса.

Металлургический рынок благоприятно отреагировал на последнюю выплату процентов Evergrande. Цена железной руды 62% Fe (CFR Китай) с 21 сентября по 23 сентября отскочила с $99,3/т до $110,7/т. Однако эта ситуация является краткосрочной: цена железной руды с середины июля 2021 года находится в нисходящем тренде. По мнению UBS Group, цена на железную руду упадет до $89/т в 2022 году. В числе основных факторов снижения – ограничение производства стали в Китае и ухудшение конъюнктуры китайского рынка недвижимости.

Согласно консенсус-прогнозу, составленному GMK Center на основе мнений крупнейших международных банков и консалтинговых агентств, цена железной руды упадет с $122/т в 2021 году до $77/т в 2024-м. В числе основных факторов, заложенных в консенсус-прогноз, – слабый спрос на сталь и улучшение предложения ЖРС. Если к ним добавится банкротство Evergrande, падение может быть более резким и значительным.

Производство стали в мире в августе незначительно снизилось
Согласно данным Worldsteel, глобальное производство стали в августе 2021 года сократилось на 1,4% в годовом выражении – до 156,8 млн т. Наиболее существенно выросло производство в странах Африки (+38,2% г./г.), ЕС (+27,1% г./г.), Северной Америки (+24,4% г./г.). Свою роль сыграл эффект низкой сравнительной базы из-за коронавирусного кризиса. Можно констатировать, что рынки стали ЕС, как и стран Северной Америки, уже восстановились.

Единственный регион, в котором зафиксировано падение производства стали – это Азия (-7,3% г./г.). Причина – падение производства стали в Китае (-13,2% г./г.).

Китай долгое время выступал локомотивом мирового рынка стали. Сегодня страна продолжает оставаться первой в списке стран – производителей стали. Однако китайское правительство взяло курс на ограничение производства стали в стране и пытается его внедрять через различные меры: экологические ограничения, ужесточение норм по вводу новых мощностей и замещению существующих и т.д.

Многие аналитики высказывают сомнения в том, что в текущем году Китаю удастся сохранить объем выпуска стали на уровне 2020 года. По итогам 5 мес. 2021 г. зафиксирован рост производства на 5,3% в годовом выражении. Однако в долгосрочном периоде, скорее всего, правительственные меры окажут свой эффект.

Американская компания Nucor заявила о планах строительства завода по производству листового проката в США. Проект одобрен на уровне совета директоров компании. В настоящее время Nucor выбирает место для строительства. Среди возможных вариантов – штаты Огайо, Пенсильвания и Западная Вирджиния. Главным критерием выступает близость клиентов, т.к. завод ориентирован на покрытие потребностей внутреннего рынка.

Стоимость проекта – $2,7 млрд. Годовая мощность – 3 млн т. Ожидается, что строительство займет 2 года после получения всех необходимых разрешений. Согласно планам, завод будет производить горячекатаный листовой прокат с последующей обработкой, включая стан для холодной прокатки, термическую обработку и две линии цинкования. На линиях оцинковки будет производиться как продукция для автомобилестроения, так и для строительства.

Проект нового завода стал возможным благодаря секции 232, которая защитила рынок от импорта путем введения пошлины 25%. Причем это не первый проект компании. Ранее Nucor заявила о планах построить трубный завод в США стоимостью $164 млн. Его проектная мощность – 120 тыс. т продукции, включая трубы из полых структурных профилей, механические стальные трубы и оцинкованные торсионные трубы для солнечной энергетики.

Сегодня протекционизм все в большей степени влияет на рынки и определяет поведение игроков. На примере металлургии это наиболее очевидно – несмотря на избыточные мощности и слабый спрос на сталь на глобальном уровне, в США намечается строительство новых металлургических заводов. Т.е. страна с системной экономической политикой может защитить свою промышленность и свой внутренний рынок, создав возможности для развития.

В последнее время обсуждается возможность отмены секции 232 для импорта из ЕС и замены ее системой квот. Как мы видим, это выборочное решение, основанное на двухсторонних договоренностях, что еще более подтверждает важность межгосударственных переговоров на правительственном уровне.

Выбор Tata Steel в отношении технологий декарбонизации раздвоился
На индийском заводе Tata Steel ввели в эксплуатацию установку по улавливанию и использованию СО2 из доменного газа. Ее мощность – 5 т СО2 в день. Это первый в Индии случай использования данной технологии.

Улавливание СО2 – одна из технологий, позволяющих достичь углеродной нейтральности металлургического производства. Однако главная проблема – что делать с уловленным углекислым газом. Один из вариантов – отправить на хранение в отработанные шахты или нефтегазоносные месторождения. Однако эта опция не для всех доступна.

Второй вариант – использовать СО2. Tata Steel выбрала именно эту опцию – уловленный СО2 будет использоваться в производственных процессах завода. Его будут подавать в газовые сети завода после предварительной обработки.

Это яркий пример циркулярной экономики, в котором все возможные ресурсы используются в производстве. Установка мощностью 5 т СО2 в день – только первый шаг компании. В дальнейшем планируется увеличить количество подобных проектов.

Примечательно, что для своего завода в Эймёйден (Нидерланды) Tata Steel выбрала другой путь декарбонизации – использование водорода для производства железа прямого восстановления с последующей его переработкой в электродуговых печах. Эта технология также позволяет достичь углеродной нейтральности, но за счет:

а) использования воды для производства водорода методом электролиза;

б) использования «зеленой» электроэнергии для производства водорода и выплавки стали в электродуговых печах.

Переход на новую технологию потребует полной перестройки завода в Эймёйден, который сейчас базируется на кислородно-конвертерном производстве. Осуществить замену действующих мощностей на модули по производству DRI и электродуговые печи планируется к 2040 году.

Реализация проекта потребует закрытия доменной печи №6 и коксохимического завода не позднее 2027 года. Это позволит сократить выбросы СО2 на 3,9 млн т в год. Согласно оценкам Rolland Berger, этот этап потребует €1,4 млрд инвестиций. Закрытие второй доменной печи с заменой DRI-мощностями должно произойти между 2030-м и 2040 годом.

Отказ от технологии улавливания СО2 для завода в Эймёйден привел к закрытию другого проекта – Athos (сеть транспортировки и хранения СО2 в области Канала Северного моря (канал от порта Амстердам до Северного моря)). Предполагалось, что сеть будет включать наземные трубопроводы для СО2, оффшорные хранилища, а также точки входа и выхода для компаний, подключенных к сети. Однако теперь реализация проекта не имеет смысла, поскольку один из ключевых участников (Tata Steel) отказался от него.

Еще одно интересное решение Tata Steel в сфере декарбонизации касается использования цифровых технологий. Компания намерена использовать большие данные (big data) для оптимизации маршрутов доставки сырья в Великобританию и Нидерланды. Алгоритмы будут мониторить маршруты движения судов в море и просчитывать все возможные варианты (с учетом скорости ветра, высоты волн и др. параметров), чтобы снизить выбросы СО2 при транспортировке. Подобные решения можно имплементировать при существующем уровне развития технологий и можно ожидать, что все больше компаний будут ими интересоваться.
Источник
Аватар enr091 Наталия Ришко
Журналист/Gazetainform


Комментарии (0)

avatar