В Шри-Ланке продолжается расследование самого кровавого теракта в современной истории страны. 21 апреля, когда в мире праздновали Пасху по Григорианскому календарю, в Коломбо и еще двух городах, расположенных неподалеку, смертники произвели восемь взрывов. Пострадали три католические церкви и три пятизвездочных отеля. Погибли 359 человек, в том числе 45 детей. В числе жертв теракта оказались 42 иностранца. Это граждане США, Германии, подданные Великобритании и Бельгии, а также ряда других стран.
В четверг, 25 апреля, выяснилось, что жертв могло быть гораздо больше. Еще один взрыв планировался в пятизвездочном отеле Taj Samudra в Коломбо. Совершить его должен был Абдул Латиф Джамиль Мохамед. Он поселился в гостинице вечером 20 апреля. В воскресенье вместе с другими постояльцами пришел на завтрак в ресторан. С собой принес рюкзак, в котором находилось самодельное взрывное устройство.
В оговоренное с другими смертниками время Мохамед попытался взорвать бомбу, но у него это не получилось. Что-то не сработало. Террорист поспешно вышел из ресторана, оставив рюкзак возле столика. Возможно, он хотел согласовать свои дальнейшие действия с организатором теракта. В этот момент Мохамеда окликнул один из официантов. Он обратил внимание постояльца на забытый им рюкзак.
Чтобы не привлекать внимание, Абдул Латиф забрал рюкзак и покинул отель. Он тут же отправился в пригород Коломбо Дехивалу и снял там номер в мотеле Tropical Inn. Оставшись один, Мохамед, по всей видимости, решил проверить, что не так с бомбой, и тут произошла детонация. Взрывом убило самого террориста и еще одного человека, который оказался рядом с гостевым домиком. Пять человек получили ранения.
Мохамед, как выяснилось, два года (2006−2007) учился в университет Кингстона (Великобритания). Потом по неизвестным пока причинам бросил учебу. Диплом он в итоге получил в Австралии, после чего вернулся в Шри-Ланку. Он был вполне обеспеченным человеком.
Обращает внимание тот факт, что в группе смертников были и другие образованные богатые люди. Например, братья Ильхам и Иншаф Ибрагим. Они взорвали бомбы в отелях Shangri-La и Cinnamon Grand в Коломбо. Один из них выдал себя за другого человека, когда регистрировался в гостинице. Другой назвал настоящее имя.
31-летний Ильхам и 38-летний Иншаф — сыновья известного в стране бизнесмена. Мохаммед Юсуф Ибрагим — уважаемый человек в округе. Торговец специями с многомиллионным состоянием однажды баллотировался в парламент. Он всегда помогает бедным едой и деньгами, Славится как человек щедрый и справедливый. Сейчас его допрашивают спецслужбы. Соседи Ибрагима не могут поверить, что его сыновья были способны на массовое убийство.
Полиция полагает, что родственники Ильхама и Иншафа знали об их чудовищных планах. Иншафу принадлежала медная фабрика. Именно там террористы изготовили все взрывные устройства.
Ильхам с женой и детьми жил в большом доме с другими родственниками. У Иншафа был свой дом стоимостью около 2 миллионов долларов. Там обитала также его жена и четверо детей — восьмилетняя дочь и три сына шести, четырех и двух лет от роду.
Когда полиция приехала домой к Ильхаму после пасхального теракта, его беременная жена Фатима взорвала себя и своих троих детей. Погибли также трое полицейских.
Братья учились в британских университетах примерно в одно время с Мохамедом. Есть основания полагать, что именно там они все стали радикалами. Ряд экспертов призывают британские спецслужбы проверить всех выпускников 2006—2007 года. Не исключено, что это поможет выявить других исламистов.
Идейным вдохновителем группы, устроившей пасхальный теракт в Шри-Ланке, считается ланкийский проповедник-исламист Захран Хашим. Пока не ясно, жив он или нет. Хашиму около 40 лет. Он родился в восточном округе Баттикалоа. Один из взрывов прогремел в церкви города Баттикалоа.
Заместитель главы Совета мусульман Шри-Ланки Хилми Ахамед заявил, что еще три года назад предупреждал власти страны об этом проповеднике. «У него не было семьи, и он под видом преподавания Корана занимался радикализацией молодых мусульман. У Хашима был канал в YouTube и страница в Facebook, где он размещал проповеди провокационного характера, разжигающие межрелигиозную рознь», — утверждает Ахамед. Однако его предупреждениям никто не придал значения.